Адаптированная рабочая программа по физической культуре 3 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающегося
по АОП НОО с расстройствами аутистического спектра
вариант 8.1 ученика 3 класса Лученко Андрея
на 2024-2025 учебный год

с.Новогеоргиевка
2024 г.

-2-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с ОВЗ (вариант
8.1) разработана на основе:
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции изменений);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом № 373 Минобрнауки РФ от06.10.2009. (в редакции
изменений)
• ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (с
изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
• СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 14.03.2013 года N 26
• Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, распоряжение правительства РФ от 03.06.2017г. № 1155-р
• ПАООП обучающихся с ЗПР ФГОС реестр.ру
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010г.
• Авторской программы В.И.Ляха «Физическая культура» в соответствии с ФГОС
начального общего образования;
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся РАС
учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушения
развития и социальную адаптацию. В основу стандарта для обучающихся с РАС положен
системно–деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого
предполагает обеспечивающего овладение ими содержанием образования и предметнопрактической деятельности. В программе по физической культуре для обучающихся 1- 4
го класса с нарушениями аутистического спектра учтены особенности состояния и
функциональных возможностей организма детей. Эти особенности диктуютраспределение
детей по физкультурным группам: основная (категория детей по состоянию здоровья
выполняет физическую нагрузку в соответствии с возрастом, сдающая тесты физической
подготовки), подготовительная (категория детей по состоянию здоровья выполняет
физическую нагрузку с незначительными ограничениями, сдающая тесты физической
нагрузки), специальная (категория детей по состоянию здоровья освобождается от
физической нагрузки, осваивает учебный материал теоретически: доклад, конспект в
тетради по физической культуре).
Данная программа составлялась с учетом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и
спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития

-3-

не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Цель:
• повышение двигательной активности и мобильности, достижение независимости обучающихся с нарушениями аутистического спектра и обеспечение комплексного подхода к решению образовательных проблем ребенка, развитие его способностей (моторных, умственных), а также социально-бытовых навыков.
Задачи:
• формирование общей двигательной культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• предоставление обучающимся с РАС возможности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных двигательных умений и навыков в урочной и
внеурочной деятельности
• организация физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся;
• развитие личности обучающихся с РАС в их индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления ими возможных трудностей,
коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным
влиянием патогенного фактора, их успешной социальной адаптации и интеграции;
• обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися с РАС целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, особыми образовательными потребностями.
Коррекционные задачи физической культуры заключаются в формировании жизненных
компетенций:
• исправление недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
• овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
• формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью; - овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую нагрузку.
По стандарту (вариант 8.1) обучение предполагает, что обучающиеся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их
среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями аутистического спектра
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и
характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими
являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с
динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением
психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой
сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения
психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз
социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения
(искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у
-4-

многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем
расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное
развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с
выраженным аутизмом проявляют избирательную одареR нность. В соответствии с
тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического
развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными
характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с
окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности,
возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем
психоречевого развития.
Вариант С. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми,
используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к
скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические
установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
Эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В
отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие
активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются
привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять
их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в
окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте
прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять
выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко
фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность,
неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и
спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме,
генерализованной агрессии и самоагрессии. В привычных же, предсказуемых условиях они
могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче
осваивают социально-бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных
ситуациях. В сложившемся моторном навыкетакой ребенок может проявить умелость, даже
искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке
орнамента, в детских поделках и.т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко
связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима
специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами,
требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем
лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть»,
«хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках
стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.
Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные
и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов,
фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно
значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта
страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные
действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или
даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное
воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные
действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от
травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды
аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно,
редуцируются. В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не
реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный
слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности. В
-5-

привычных рамках упорядоченного обучения часть таких детей может усвоить программу
не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания
без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор
стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в
привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной
работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этих детей
является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность
картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом. Ребенок этой группы очень
привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим
обстоятельством. Тем не менее, эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются
другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в
их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения
постоянства в окружающем. При всех проблемах социального развития, трудностях
адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в
большинстве случаев способен обучаться в условиях детского учреждения. Взависимости
от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы могут осваивать
варианты 8.3. или 8.2. образовательной программы.
Среди детей с РАС могут быть дети, дополнительно имеющие нарушения моторнодвигательного аппарата, сенсорные аномалии, иные, не впрямую связанные с проблемами
аутистического спектра, трудности речевого и умственного развития.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
В структуру особых образовательных потребностей детей с РАС входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для детей с
расстройством аутистического спектра.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют
особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в
развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего
представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при
аутизме.
К общим потребностям относятся:
– получение специальной помощи средствами образования;
– психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогами и соучениками;
– психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействиясемьи
и образовательной организации;
– необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных»
путей обучения;
– индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального
школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ,
следующие специфические нужды:
– в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе.
-6-

–
–

–

–

–

–
–
–
–
–
–
–
–

–

Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он
чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос,
пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотиви- рует
ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны
специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в
развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за
информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке тьютором организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере
привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе
и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы
ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля
за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть
трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной
структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во
фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от
индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной;
в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке
возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт
специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей
освоения «простого» и «сложного»;
необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке
средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и
дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и
фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний,
представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении
усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального
накопления и использования для аутостимуляции;
-7-

– ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть
и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
– ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий
обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
– необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с
ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
– педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не
подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
– необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и
специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
– для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
– процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим
сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
– ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

-8-

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•

•

•

Цель:
Формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни;
Развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих
образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими
условиями и видом учебного учреждения;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в
том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного
материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической
культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в первом классе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет
«Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти
способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатахобразовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры),
выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Структура учебного предмета
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в
конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных
разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и
-9-

«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с
основными направлениями развития познавательной активности человека:
- знания о природе (медико-биологические основы деятельности);
- знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности);
- знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы
по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о
структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих
способах организации, исполнения и контроля. Материал по способам двигательной
деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям
самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность,
оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями
соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания
практических и теоретических разделов.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на
гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую
подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные
навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также
общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Сохраняя
определенную традиционность в изложении практического материала школьных
программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых
видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами:
«Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные
игры», «Лыжные гонки». При этом каждые тематический раздел программы включает в
себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направлению согласуются с
соответствующим видом спорта.
В содержание данной программы также входит относительно самостоятельный
раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения
распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри
разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических
качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения
и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечить
преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных
особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения
различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную
направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных
заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем
закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней
зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на
переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая
самостоятельность необходимо ориентировать учащихся на использование учебного
материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по
другим учебным предметам, но иизложенного в учебниках по физической культуре. Путем
повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается
усиление направленности педагогического процесса к регулярным занятиям физическими
упражнениями, приучениек систематической заботе о своем теле и здоровье.
В основу рабочей программы положены современные образовательные
- 10
-

технологии:
Здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков
правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания,
использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект,
корригирующих и коррекционных упражнений;
Личностно – ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и
заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
Информационно – коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения
мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ
физической культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая
культура образовательный процесс подразделяются на три типа: с образовательно –
познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной
направленностью:
• образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий,
с использованием ранее изученного учебного материала;
• образовательно – предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных
игр, лыжной подготовки;
• образовательно
–
тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на
этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических
качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля
ее влияния на развитие систем организма.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре
составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане
образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура»
изучается в начальной школе в объеме не менее 270 ч, из них в 1 классе – 66 ч, а со 2 по 4
классы – по 68 ч ежегодно.
Анализ учебного плана. В соответствии с федеральным базисным учебным планом
и примерными программами начального общего образования предмет «Физическая
культура» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю (68 ч. в год). Общий объём учебного
времени составляет 270 часов.
В 1-4 классах рекомендуется линия учебно-методических комплектов под редакцией
В.И. Лях и М.Я. Виленского: Физическая культура. 1-4 классы: учебник для ОУ/В.И.Лях. М.: Просвещение, 2011 г.
Преемственность Физическая культура как обязательный предмет представлена на всех
ступенях школьного образования и вводится в процессе обучения с первого класса.
По положению о промежуточной аттестации в конце года, по предмету
физическая культура проводится промежуточная аттестация в форме тестирования
физических показателей. Для детей, имеющих освобождения по от уроков физической
культуры проводятся тестирования по теоретическим знаниям.

- 11
-

3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
4.
ПРЕДМЕТА
– Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
– Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к
природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
– Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социальнонравственного здоровья.
– Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности –
любви.
– Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
– Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
– Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
– Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа
жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, зако- нами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
– Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к
себе и к другим людям.
– Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
– Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
– Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество
народов и уважение к многообразию их культур.

- 11 -

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные
результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровье сберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к ОУ, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов
и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
- 12 -

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам иэтическим
требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- 13 -

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и Интернета;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
– • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
- 14 -

–
–
–
–
–

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты
Для учащихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или
существенных ограничений по нагрузке.
В результате обучения, учащиеся на уровне начального общего образования начнут
понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического
развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Выпускник научится:
– ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать
назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической
культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом
для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
– раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на
успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и
развитие физических качеств;
– ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и
демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
– характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми(как
в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
– выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
– характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной
деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической
подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
– отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и
выполнять их в соответствии с изученными правилами;
– организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время
отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации),
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
– измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической
подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью
тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- 15 -

–

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней
гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных
занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического
развития и физической подготовленности;
– целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
– выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
– выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости,
равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной
таблицы);
– выполнять организующие строевые команды и приёмы;
– выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
– выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах;
– выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей
разного веса и объёма);
– выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
– сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
– выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
– играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
– выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
– плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять
передвижения
на
лыжах.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
– ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать
роль и значение утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры,
закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для
укрепления здоровья, развития основных систем организма;
– раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и
социальное развитие;
– ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и
различать их между собой;
– организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как
в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
– выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
– характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
– планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной
деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической
подготовленности.

- 16 -

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1 класс (66 часов)
Знания о физической культуре (в процессе урока)
Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря. Правила личной гигиены.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое
развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых
упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими
упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег,
прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы
передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки,
физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения
игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики 16 часов
Строевая подготовка (организующие команды и приемы): построение в шеренгу и
колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд
«Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и
колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и
направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными
шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы
(на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке
(с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из
упора присев назад и боком.
Упражнения в равновесии, лазании, висах, упорах (гимнастические упражнения
прикладного характера): передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз,
горизонтально лицом и спиной к опоре; преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья, перелазания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; ходьба
по гимнастической скамейке; равновесие на правой, левой ноге; упражнения на низкой
перекладине: вис стоя и лежа; упор лёжа.
Упражнения по общей физической подготовке: поднимание туловища из положения
лежа на спине, согнув ноги; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; подтягивание на
высокой перекладине и положения виса и на низкой перекладине из положения виса лежа.
Легкая атлетика 20 часов
Бег: специальные беговые упражнения; с изменяющимся направлением движения
(змейкой, по кругу, спиной вперед); из разных исходных положений и с разным
положением рук; с ускорением; челночный.
Прыжки: на месте (на одной и двух ногах, с поворотами вправо и влево), с
продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места;
запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в
вертикальную и горизонтальную цели, в стену.

- 17 -

Кроссовая подготовка 9 часов
Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега. Преодоление малых препятствий.
Подвижные игры 21 час
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Пройти бесшумно»,
«Великаны, гномы», «Совушка», «Змейка», «Колдунчики», «Не урони мешочек»; игровые
задания с использованием строевых упражнений типа: «Не ошибись»,
«К своим флажкам»,
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Вызов номеров», «Пятнашки», «Волк
во ров», «Шишки, жёлуди, орехи», «Третий лишний», «Салки с мячом», «Эстафета зверей»,
«Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Снайперы», «Попади в мяч», «Перестрелка»
«Воробьи и вороны».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Пройди по кругу», «Встречная
эстафета», «День и ночь», «Пройди и не задень», «Кто дальше?».
На материале раздела «Элементы спортивных игр»: «Бросай — поймай»,
«Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Эстафета мячей», «Передал – садись», «Гонка
мячей», «Догони мяч», «Мяч в обруч», «Меткий стрелок», «Не давай мяча водящему».
Элементы спортивных игр
Баскетбол. Передачи мяча: двумя руками снизу, от груди, Ловля мяча. Бросок мяча
в щит и ловля после отскока. Эстафеты с элементами баскетбола.
Пионербол. Броски мяча: двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от
плеча.
Общеразвивающие физические упражнения на каждом уроке.
2 класс (68 часов)
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и
игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их
отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, координация. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих
процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие,
совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими
упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики 16ч.
Строевая подготовка (организующие команды и приемы): повороты направо,
налево; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по
двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по
«диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: из положения лежа на спине стойка на лопатках
(согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; мост из положения лежа.
Упражнения в равновесии. Висах и упорах (гимнастические упражнения
прикладного характера): различные виды ходьбы по гимнастической скамейке; равновесие
на правой, левой ноге; упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис
стоя спереди, сзади; упор лёжа.
Упражнения по общей физической подготовке: поднимание туловища из положения
лежа на спине, согнув ноги; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; подтягивание на
высокой перекладине и положения виса и на низкой перекладине из положения виса лежа.
Легкая атлетика 17 ч
Бег: беговые упражнения; бег с ускорением; челночный бег 4 х 9м; бег с
- 18 -

изменением частоты шагов и направлением движения. Броски большого мяча снизу из
положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цели. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по разметкам, через
препятствия; прыжки на одной, двух ногах; прыжок в длину с места; прыжки через
скакалку.
Кроссовая подготовка 8ч.
Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега. Преодоление малых препятствий.
Лыжные гонки 7 ч.
Передвижения на лыжах: попеременный двушажный ход. Спуски в основной
стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом». Преодоление дистанции 600 м без
учета времени.
Подвижные игры 20 ч.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «К своим флажкам»,
«Великаны, гномы»», «Посадка картошки», «Веревочка под ногами», «Совушка»,
«Колдунчики». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Салки с мячом», «Вызов
номеров», «Шишки, желуди, орехи», «Невод», «Перестрелка», «Пустое место», «Третий
лишний», «Невод», «Прыжки по полоскам», «Пятнашки», «Эстафета зверей», «Волк во
рву», «Команда быстроногих», «Охотники и утки», «Лисы и куры», «Точный расчет»,
«Гуси-лебеди», «Два Мороза». На материале раздела «Лыжные гонки»: «Встречная
эстафета», «Кто дальше», «День, ночь», «Проехать через ворота». На материале раздела
«Элементы спортивных игр»: «Гонка мячей по кругу», «Попади в мяч», «Метко в цель»,
«Передал – садись»», «Мяч соседу», «Эстафета мячей» «Не давай мяча водящему»,
«Попади в обруч».
Элементы спортивных игр
Баскетбол. Передачи мяча: двумя руками снизу, от груди, из-за головы, с отскоком об пол;
Ловля мяча. Бросок мяча в щит и ловля после отскока. Бросок мяча в кольцо. Ведение мяча:
на месте, в движении, в движении с изменением направления. Эстафеты с элементами игры.
Пионербол. Броски мяча через сетку: двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от
плеча; подача мяча.
Общеразвивающие физические упражнения на каждом уроке.
3 класс (68 часов)
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с
трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие,
соревновательные). Спортивные игры: футбол, Пионербол, баскетбол. Физическая
нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма
(обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития
основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и
совершенствования двигательных действий игры в футбол, Пионербол, баскетбол.
Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных
сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение
элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики - 10 ч.
Строевая подготовка (организующие команды и приемы): повороты направо,
налево, кругом; перестроение из одной в две шеренги; перестроение из одной в две
колонны.
- 19 -

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев;
кувырок вперёд в группировке; мост из положения лежа на спине; стойка на лопатках
перекатом из положения упор присев; комбинация из освоенных элементов: основная
стойка, кувырок вперед в упор присев, перекатом назад стойка на лопатках, перекат вперед
в группировке в положение упор присев, полушпагат, руки в стороны, прыжком упор
присев, встать, руки в стороны.
Упражнения в равновесии, висах и упорах (гимнастические упражнения
прикладного характера): равновесие на одной ноге (правой, левой), передвижения и
повороты, соскок прогнувшись на гимнастической скамейке; упражнения на низкой
перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя
ногами; упражнения в упорах.
Упражнения по общей физической подготовке: поднимание туловища из положения
лежа на спине, согнув ноги; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; подтягивание на
высокой перекладине и положения виса и на низкой перекладине из положения виса лежа.
Легкая атлетика 17ч.
Бег: беговые упражнения; бег с ускорением; челночный бег 4 х 9м; бег с изменением
частоты шагов и направлением движения.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цели.
Прыжки: на месте и с поворотом на 180° и 360°, по разметкам, через препятствия;
прыжки на одной, двух ногах; прыжок в длину с места; со скакалкой.
Кроссовая подготовка 11ч
Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега. Преодоление малых препятствий.
Лыжные гонки 7ч.
Передвижения на лыжах: одновременный двушажный ход, чередование
одновременного двушажного с попеременным двушажным. Поворот переступанием.
Подъем «ёлочкой». Спуски в основной и низкой стойке.
Подвижные игры 23ч.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Совушка»,
«Великаны, гномы», «Запрещенное движение» «Что изменилось?», «Колдунчики». На
материале раздела «Легкая атлетика»: «Пятнашки», «Салки с мячом», «Метко в цель»,
«Пустое место», «Перестрелка», «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и утки», «Волк во
рву». На материале раздела «Лыжная подготовка»: встречная эстафета, «Кто дальше?»,
«День, ночь», «Проехать через ворота. На материале «Элементы спортивных игр»:
Баскетбол: эстафеты с элементами баскетбола, «Гонка мячей по кругу», «Эстафета
мячей», «Мяч соседу» «Вызов номеров».
Пионербол: «Не давай мяча водящему», игра пионербол.
Элементы спортивных игр
Баскетбол. Передачи мяча: двумя руками снизу, от груди, из-за головы, с отскоком
об пол; одной рукой от плеча. Передачи мяча одной рукой от плеча в движении. Ловля мяча.
Бросок мяча в щит и ловля после отскока. Бросок мяча в корзину. Ведение мяча: наместе, в
движении, в движении с изменением направления и скорости.
Пионербол. Броски мяча через сетку: двумя руками от груди, из-за головы, одной
рукой от плеча; подача мяча.
Общеразвивающие физические упражнения на каждом уроке.

4 класс (68 часов)
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и
значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с
развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов
- 20 -

регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения
упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во
время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и
солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической
подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по
показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и
гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и
баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах,
царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое
совершенствование
Гимнастика с основами акробатики 14 ч.
Акробатические упражнения: кувырок вперед и назад в группировке; серия
кувырков вперед и назад; стойка на лопатках, «мост»; акробатические комбинации,
например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот
в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в
упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного
положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор
присев, кувырок вперед.
Легкая атлетика 24ч.
Бег: специальные беговые упражнения; бег с ускорением 2 -3 раза в чередовании со
спокойным бегом; старты из различных и. п.; максимально быстрый бег на месте;
челночный бег 4х9 м; техника высокого старта.
Броски набивных мячей в парах, правой, левой, обеими руками из различных и. п.
Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цели; из положения стоя
боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние.
Прыжки: с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, рукой, головой;
прыжки на заданную длину по ориентирам; в длину с места; серия прыжков.
Кроссовая подготовка. 7ч.
Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков,
лазанием и перелазанием. Чередование ходьбы и бега. Равномерный бег.
Лыжные гонки 10 ч.
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование
изученных ходов во время передвижения по дистанции. Подъем «полуёлочкой». Спуск в
низкой стойке. Катание с горки.
Подвижные игры 13ч.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Запрещенное
движение», «Делай наоборот». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Перемена
мест», «Метко в цель», «Перестрелка», «Третий лишний», «Вызов номеров», «Пустое
место», «Охотники и утки», «Бой петухов», «Шишки, желуди, орехи». На материале
раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага». На материале спортивных игр:
Баскетбол: игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»), «Мяч
– капитану», «Эстафета мячей», «Борьба за мяч», эстафеты с элементами баскетбола.
Пионербол: «Не давай мяча водящему», игра пионербол.
Элементы спортивных игр
Баскетбол. Стойки и передвижения. Повороты и остановки. Передачи и ловля мяча.
Ведение мяча. Бросок в корзину. Игровые задания. Челночный бег с ведением мяча.
Общеразвивающие физические упражнения на каждом уроке.
Содержание коррекционной работы
- 21 -

–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека;
формирования основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью;
формирование умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; развитие умений включаться в доступные и показанные ребенку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;
формирование умения следить за своим физическим состоянием, развитием основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
развитие кинестетической и кинетической основы движений; преодоление дефицитарности психомоторной сферы;
-развитие информативной, регулятивной, коммуникативной функций речи в процессе
занятий физической культурой;
включение речевых элементов в процесс выполнения физических упражнений и подвижных игр;
дыхательные упражнения;
дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища, направленными на улучшение координации движения;
речевое дыхание (развитие просодической стороны речи);
специальные упражнения на выработку сильной воздушной струи (передувание теннисного шарика с одной половины теннисного стола на другую, удержание струей воздуха теннисного шарика вверху над головой, продвигание шарика при помощи выдыхания воздуха по гимнастической скамейке);
выполнение дыхательных упражнений разными способами: грудное и диафрагмальное
дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое;
упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики (тренировки движений
пальцев рук);
развитие мелкой моторики рук используя спортивный инвентарь: кольца, палочки,
флажки, утяжеленные ракетки и мешочки;
развитие мелкой моторики рук используя спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые (теннисные) мячи;
упражнения с мячами разными в диаметре и из различных материалов и текстуры для
отработки умения сравнивать предметы, осуществлять простейшие операции анализа
и синтеза;
развитие мелкой моторики рук меняя количество одновременно задействованных
предметов;
развитие мелкой моторики рук включая работу двумя руками, поочередно, правой или
левой и вместе обеими руками;
проведение игр и упражнений по формированию сложнокоординированных движений
рук;
тренировка движений пальцев (пальчиковые игры, отражающие объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также
процессы, происходящие в природе);
упражнения, комплексы упражнений, игры, эстафеты, соревнования для отрабатывания ловкости, умения управлять своими движениями, комплексы упражнений, упражнения, игры, эстафеты концентрировать внимание на одном виде деятельности;

- 22 -

– эстафеты, упражнения, комплексы упражнений, игры для формирования тонких
движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико пространственных представлений.

- 23 -

- 24 -


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».